Система Марии Монтессори

Система Марии Монтессори

В избранное Просмотров: 15496

Справка: Мария Монтессори (1870-1952) по происхождению итальянка. В конце 19-го века в католической Италии для женщины был уготован один путь – в педагоги. Может быть именно поэтому Монтессори сначала заявляла, что не будет педагогом. И получила образование, совершенно необычное для женщин того времени. Первое – техническое (в 12 лет она окончила техническую гимназию), второе – медицинское (Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом, получив благословление от самого Папы Римского). Потом она работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив еще одно образование – философа-антрополога, и степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».

Посредством точных наблюдений и экспериментов Монтессори создала систему образования, которая носит ее имя.

 Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно. Монтессори-материалы охватывают многие грани развития ребенка, включая сенсорное (чувственное) развитие, математическое, языковое развитие, знакомят с окружающим миром. При этом все Монтессори-материалы удивительно наглядны и позволяют ребенку на собственном опыте убедиться, что в сотне десять десятков, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, а дважды два – действительно четыре..

 Мария Монтессори была удостоена многих титулов – «женщина, свершившая революцию в мировой системе образования», «самая интересная женщина Европы», трижды выдвигалась на Нобелевскую премию. Ее профиль красовался на купюрах итальянских лир, а в Голландии ей возведен памятник.

 

- Так зачем нам итальянская методика, ведь у нас так много своих?

 

            - Во-первых, система Монтессори – это не просто одна из обучающих программ, которых сегодня действительно множество. Это - прежде всего система личностного развития. Родители, которые хотят дать ребенку «хороший багаж» не только знаний, но и определенных личностных качеств, приводят своего ребенка в «группы Монтессори». Ведь по большому счету неважно, научится читать ребенок в 4 года или в 6, в каком возрасте он выучит цифры и освоит счет. Гораздо важнее, помочь ребенку развить такие качества, как уверенность в себе, целеустремленность и самостоятельность, свободу и ответственность, дисциплинированность и любознательность. Важно сохранить у ребенка интерес к учебе, а не отбить желание учиться еще в дошкольном возрасте. Особый подход, принятый в Монтессори-группах, позволяет развить у ребенка эти качества и сохранить высокую мотивацию к обучению.

 

           Времена, когда мы ходили строем, действовали по указке, а рот открывали только, когда нас об этом попросят, уходят, надеюсь, безвозвратно.  Все более актуальным становится воспитание человека свободного и самодостаточного, умеющего делать выбор и самостоятельно принимать решения. Человека ответственного за все, что происходит в Его Жизни. Ведь, как говорил великий Ошо, если мы отвечаем за то, что происходит с нами, мы можем что-то сделать. Если нет – то сделать ничего уже невозможно..

          Методика Монтессори уже давно, почти 100 лет назад, завоевала популярность во всем мире. Провалы традиционных методов обучения становятся все более очевидны. Ведь требования, которые предъявляются нашим временем к образованию, очень отличаются от тех, которые существовали, когда нынешняя система образования создавалась. Это заставляет родителей во всем мире искать другие методы обучения для своих детей. На Западе, в Америке, Азии открыты научные институты и академии, в которых изучают и воплощают в жизнь идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учатся в ее школах.

            В США после недолгого охлаждения, связанного с увлечением некоторыми новомодными психологическими теориями, педагогика Монтессори сегодня переживает настоящий бум. Окончание школы Монтессори стало в США важным дополнительным фактором при приеме на работу. Работодатели знают, что, в лице этих людей, получат с одной стороны добросовестных и дисциплинированных, а с другой стороны творчески активных сотрудников.

           Именно Монтессори-школа занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учится более 22000 детей, а находится она в Индии. Такую же школу, но в Америке окончил, например, Билл Клинтон. Внуки и правнуки Льва Николаевича Толстого, эмигрировавшие в разные страны мира, тоже учились в Монтессори-школах. В Нидерландах, Финляндии и США детские сады и школы этого направления включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений.

- Чем отличается подход к занятиям, принятый в Монтессори-системе, от привычного?

 

- В группе Монтессори дети свободно перемещаются по классу. Ведь известно к чему приводит раннее «усаживание за парту», - от проблем с осанкой до психосоматических заболеваний.

Каждый ребенок сам выбирает материал и работает индивидуально, столько времени, сколько ему нужно и в индивидуальном темпе. Это позволяет сохранить интерес к обучению и повышает качество обучения во много раз по сравнению с групповой работой. Ведь одно дело, когда педагог показывает, например, круг всей группе, другое, - когда только одному ребенку - показывает, предлагает обвести пальчиком, а потом еще и спрашивает, что это, чтобы понять, насколько ребенок усвоил материал, и закрепить слово в активном словаре. Только в индивидуальной работе можно добиться высокой степени концентрации внимания. Многие Монтессори-материалы предполагают «самостоятельные открытия» для ребенка. А ведь известно, что мы запоминаем 20% информации, которую услышали, 30% информации, которую увидели и 90% информации, которую открыли сами!

Педагог демонстрирует как правильно заниматься с материалом, далее ребенок работает самостоятельно. Монтессори-материал устроен таким образом, что развивает определенное качество или навык, а в случае ошибки позволяет ребенку самому увидеть ее и исправить. Это избавляет педагога от необходимости указывать ребенку на ошибку, а ребенка – от необходимости демонстрировать кому-то свою ошибку. Такой подход позволяет развить у ребенка самостоятельность, независимость и чувство собственного достоинства. В группе много материалов для обучения ребенка навыкам ухода за собой и окружающей средой. Это также помогает развить самостоятельность, научить малыша лучше управлять собой, своим телом, развивает руки и пальчики, а кроме того, очень повышает самооценку ребенка, ведь он осознает, что многое может САМ.

 

-Почему для этого ребенка надо обязательно отдавать в Монтессори-группу?

 

Методика Монтессори создавалась для детских садов, дома ее затруднительно использовать из-за того, что необходимо приобрести много дорогостоящего материала. Мы используем материал, который выпускается на специализированных фабриках и изготавливается под заказ.

 Кроме того, один из важнейших обучающих аспектов в методе Монтессори - социальное воспитание, дети из Монтессори-групп хорошо адаптируются в любом коллективе, обладают хорошими навыками общения в социуме. Поэтому дома возможно только частичное использование какого-то сподручного материала. К сожалению, материал, встречающийся в магазинах, даже если называется Монтессори-материалом, не всегда является таковым, и не отвечает всем требованиям, предъявляемым к Монтессори-материалу.

Но гораздо важнее, чтобы родители понимали и принимали основные принципы Монтессори-системы, уважали ребенка и позволяли ему самому принимать решения, пусть пока не очень значимые.

Монтессори-система дает ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ХОРОШИЙ СТАРТ!
Центр раннего развития «Солнечный круг» www.montessori-ufa.ru

Тел.: 274-87-29

Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи