Почему не стоит растить гения?

Почему не стоит растить гения?

Почему не стоит растить гения?

В избранное Просмотров: 7231

В первый класс Серёжа пошёл в 6 лет. Ребёнок всё схватывал на лету. Родители, желая ребёнку лучшего, к тому же записали сына во все возможные кружки и секции. День его был расписан по минутам. C 9 утра и до 2 часов дня — занятия в гимназии. Потом приезжает домой, обедает — и сразу за уроки. После чего дважды в неделю занятия по дзюдо, столько же по плаванию, по английскому плюс музыкальная школа и театральная студия. Никакого дневного сна и прогулок — некогда. Уже к концу ноября началось неладное. Ребёнок стал жаловаться на сильнейшие головные боли. Как только он брался за ручку двери класса, у него открывалась тяжёлая рвота. Малыша возили по врачам, но никаких отклонений в здоровье не обнаружили. Только столичные специалисты нашли причину проблем — непосильные учебные нагрузки. Когда мальчика спросили, как он спит, тот, подперев щёчку рукой, со вздохом, как маленький старичок, ответил: «Да бессонница у меня уж сколько времени».

Этот пример — конечно, крайность, но отражает типичное желание современных родителей учить своих чад всему, чему только можно. С таким подходом категорически не согласны специалисты.

— До школы возможны систематические занятия 2-3 раза в неделю по 15-20 минут, — считает Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО. — Но занятия эти должны быть адекватны возможностям ребёнка и только в игровой форме. Обязательны прогулка и дневной сон. Помните, возможности малыша небезграничны. Кто-то из детей может сконцентрироваться на 3 минуты, кто-то на 5, но никто — на целых 20. Не нужно учить малыша считать до 100. Лучше пусть освоит счёт до 10, но умеет находить большее и меньшее число, отличать цифры. Если ребёнка до 4 лет заставляют читать, формируется неадекватный механизм чтения. Он схватывает взглядом первые 2-3 буквы и угадывает слово. Не угадал — вынужден вернуться к началу. Бесконечное движение глаз «челноком» утомляет, ребёнок теряет смысл прочитанного, а в итоге — интерес к книге.

Голова болит от уроков?

— Школьника желательно не нагружать кружками и секциями сразу с 1 сентября, а дать ему войти в школьный ритм, — советует Марина Исааковна Степанова, заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. — Для многих детей период адаптации непрост: некоторые из-за нервно-психического напряжения даже теряют вес.

Дополнительные занятия должны быть не обузой, а помогать ребёнку в плане развития кругозора, физической активности, эмоционального отдыха. Например, если у первоклашки не ладится письмо, «поставить руку» помогут лепка и рисование; театральный кружок поможет наладить правильную и свободную речь; шахматы разовьют логическое мышление; конструирование, вышивание улучшат мелкую моторику и, как следствие, работу мозга.

— Мы рекомендуем, чтобы ребёнок занимался не более чем в двух кружках, — говорит Марина Степанова, — причём один из них должен быть спортивный. Это важно не только для начальной школы, но и для старшеклассников, ведь чем взрослее дети, тем статичнее становятся школьные занятия, больше времени забирает подготовка к поступлению в институт.

Конечно, каждый родитель уверен: уж его-то ребёнок — талант, а то и гений, и с любыми нагрузками справится легко. Чтобы адекватно оценить возможности своего ребёнка, понаблюдайте за ним. Если он отказывается заниматься, начинает засыпать на уроках, плакать или злиться без видимых для взрослых причин, теряет аппетит, с трудом засыпает ночью, жалуется на головную боль, боли в животе, часто простывает, значит, нагрузка ему не по силам. И помните, стадии утомления малыши не дифференцируют. Когда ребёнок говорит, что устал, значит, у него уже просто нет сил.

Между окончанием уроков и началом кружков у ребёнка должно быть минимум два часа — для отдыха. Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования», продолжительность одного дополнительного занятия в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные — 3 часа. И это не сухая инструкция, а точно выверенные данные.

Пение от простуды

Согласно исследованиям Калифорнийского университета, музыка активизирует нервные клетки мозга, приводит к улучшению мыслительного процесса, занятия музыкой помогают ребёнку при обучении математике и чтению. Если он умеет сосредоточиться на музыке, ему будет проще сосредоточиться на всём остальном. Умение играть на музыкальном инструменте улучшает координацию движений рук и глаз. Полезно и пение: давно замечено, что дети, которые поют в хоре, меньше болеют и лучше учатся. Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет лёгкие, гортань. Полезны такие занятия заикающимся детям и страдающим бронхиальной астмой. Считается, что начинать заниматься в хоре можно с 4-6 лет.

Русский или французский

На развивающие занятия Илюшу начали возить ещё с 2 месяцев. В 2 года родители, видевшие в своём сыне непременно лидера и вундеркинда, решили — пора учить иностранный язык. Вот уже полгода дважды в неделю малыша, не умеющего толком говорить, семейный водитель отвозит из дома на Рублёвке на французский.

— Результат предсказать несложно: не будет ни русского, ни французского, — убеждена профессор Марьяна Безруких. — Пока не сформируется родная речь (сейчас почти 60% детей приходят в школу с нарушениями в речевом развитии), толку от обучения иностранному не будет. Зато проблемы появятся. В лучшем случае ребёнку просто разонравится изучать язык. В худшем — увидев, что у него не получается, малыш замкнётся в себе. Неуспешный ребёнок несчастлив, его развитие замедляется. Часто малыши, рано начавшие изучение иностранных языков, немного отстают от своих сверстников по словарному запасу. Я считаю, что начать знакомство со вторым языком возможно до школы, если к 5 годам у ребёнка имеется достаточный запас слов, он правильно произносит все звуки и строит предложения, может пересказать мультик или сказку, умеет отвечать на вопросы.

Рекорды подождут

Врачи убеждены, что без спортивных занятий вырастить ребёнка здоровым практически невозможно. Причём физическими упражнениями лучше заниматься не менее одного часа в день. Оптимально, если занятия будут проходить на свежем воздухе и под руководством опытного тренера — тогда их эффективность возрастёт многократно.

— Однако, прежде чем записывать ребёнка в понравившуюся вам секцию, необходимо пройти консультацию врача, — предостерегает кандидат медицинских наук, кандидат в мастера спорта, спортивный врач Максим Игнатьев. — Абсолютно здоровых детей сейчас очень мало, а у каждого вида спорта своя специфика и свои противопоказания. Очень опасно, когда родители задаются целью «вырастить чемпиона». Помните: любые занятия должны приносить ребёнку радость.


Юлия Борта, Юлия Экарева, Лидия Юдина

Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи