Речевые нормы

В избранное Просмотров: 8639

2 -3 месяца – произнесение гласных звуков, гуление;

6 месяцев – Диалоги в виде произнесения гласных звуков или поворачивание в сторону родителей. Появление согласных.

8 месяцев – интонации в гулении, повторы слоговых произнесений( ба-ба-ба и т.п.), появление указывающих жестов.

12 месяцев – появление первых осознанных слов, от 3 до 5-ти, использование звуков и жестов для привлечения внимания, указывания просьб.

1,5 года слов. запас от 30-50ти слов, составление словосочетаний из 2 слов. Перенесение значений ( например «папа» на всех мужчин).

2, 5 года - Сочетание слов, задает простые вопросы ( «Где папа?»). Использует слово «это», сопровождая его указательными движениями. Может повторить краткое высказывание. Если речь уже появилась, то она в основном сосредоточена на «здесь и сейчас»

3 года. Появляется «внутренняя речь», (ребенок говорит как бы сам с собой), слов запас около 100 слов, задействуются ЛГ нормы (употребляет падежи, время, простые предлоги, возникает тема «там и тогда», задает вопросы, но скорее для продолжения разговора, чем для получения инф-ии.

4 года – Может поддерживать тему разговора, использует усложненные схем в предложения ( придаточные, причастные обороты). Просит объяснения высказываний

5 лет – большой комплекс ЛГ структур, способен оценить предложение как «правильное-неправильное», сделать поправку. Умеет распознавать вербальные шутки, речь приближена ко взрослой, способен адаптировать язык ( например, с малышом разговаривать иначе, чем со взрослым).

Возраст, в котором мы можем говорить, что у ребенка речь развивается в соответствии с речевыми нормами – 3 года. В это время ребенок может рассказать простой стишок, понять обращенную к нему речь и ответить на вопросы типа «Как тебя зовут?», «С кем ты пришел?», «Сколько тебе лет?» Речевые нарушения могут возникнуть на фоне ГИП ЦНС, низких баллов по шкале Апгар, желтухе новорожденных, ЧМТ, отягощененной наследственности со стороны родственников. «Цыпочки» до года в 80 % случаях приводят к проблемам речевого развития различной степени тяжести.

1. От нуля и до года особое внимание надо уделять развитию двигательной сферы: массаж, активное общение, использовать яркие, звуковые игрушки, начиная с 6 месяцев активно разучивать потешки, показывая игрушки, предметы, обязательно называть их и просить показать («где мишка?»)

Что должно встревожить:

-задержка в моторном развитии ( поздно сел, встал, поднял головку и т.п.

-плохо реагирует на обращение взрослого, на игрушки

-ребенок пассивный или чрезмерно активный, ни на чем не задерживает внимание

2. С года до 3 лет. Много, активно и очень эмоционально позитивно разговаривать с малышом, озвучивать игрушки, картинки с животными, показывать, как играть с той или иной игрушкой, много внимания уделять развитию мелкой моторики и общедвигательных возможностей ребенка ( учить забираться на лесенку и стул, изображать походку различных животных), делать массаж пальчиков. С 2 лет учить нанизывать бусы, лепить из пластилина лепешку, колобка, отрывать кусочки пластилина (н-р, горошки для курочки). С 2,5 лет делать аппликации из готовых частей. При любых проблемах: забыть слова «скажи, повтори». Обыгрывание любых ситуаций: увидели кошку, дома на картинке – показали, вместе помяукали, поговорили ( куда киска пошла? – покушать. А что киска кушает? – молочко? Ой, киска кушала, усы испачкала, будет умываться, а как киска умывается? И т. Д., все, что эмоционально привязано к киске и будет в удовольствие малышу.)

Что должно встревожить?

  • С года до двух:

-не пытается повторять за взрослыми;

-мало лопочет, молчит в игре

-мало использует жетсы

-не реагирует на свое имя

-нет лепетных слов

-нет новых слов в словаре в течение длительного времени ( 3-5 месяцев)

-не понимает бытовые инструкции и вопросы ( «дай мишку», возьми ложку»)

  • С 2 до 3 лет:

- не говорит простые предложения из 2 слов «Дай пить», «купи лялю»

-не может показать по просьбе глаза, нос, уши

-произносит только существительные, не использует глаголы

-речь отсутствует или в словаре 20-30 слов, некоторые из них лепетные и звукоподражательные.

Занятия с трех до четырех лет. Игры, ролевые и сюжетные игры, спектакли, общение со сверстниками.

При нечетком произношении, бедном словаре, коверкании фраз необходимо заниматься. Занятие начинаем с пальчиковой игры, 4-5 упражнений для языка. Затем добавляем пропевание гласных А,О,И. Дыхательная гимнастика ( дуем на горячее, пыхтим как ежик, выдуваем мыльные пузыри, нюхаем цветок, дудим и т.д., Далее по проблеме ребенка. При любых проблемах желательно при проговаривании отстукивать – отхлопывать ритм упражнений. Учить ориентироваться на себе и другом человеке (кто справа, кто слева, покажи правую руку у себя – у меня). Игры с употреблением предлогов (мишка спрятался в шкафу, на полке, за шкафом, выглядывает из-за шкафа, между зайцем и куклой и т.д.)

  • Занятия с 4, 5 до 6 при постановке звуков и автоматизации:

-пальчиковые игры,

-артикуляционная, дыхательная, голосовая гимнастика.

При автоматизации звука его сначала атоматизируют в слогах, затем в отдельных словах по схеме: звук в начале, звук в конце, в середине слова, в словосочетании, затем в предложении.

Что должно встревожить:

  • С 3-4:

-нет речи

- не понимает инструкции

-сильно искажает слова, переставляет слоги

- к 4 не произносит «с, з, ж, ш», хлюпает при произношении.

  • С 4 -5:

-фраза короткая,

-встречаются аграматизмы (он пошла, лежит в шкаф)

-не может обобщить предметы и явления

-не может произносить «с, з, ц, ж, ш,

-не может рассказать, как сходил на прогулку или в гости

-речь нечеткая, смазанная, понятная только близким

-не интересуется буквами, не задает извечное «почему?»

  • С 5 до 6 лет:

-не различает право-лево

-не использует в речи предлоги или путает их

-не может пересказать простой текст

-не знает букв и не интересуется ими

-нет произносит сонорных звуков (л, н, м, р).

Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи