ОНР и ЗРР

В избранное Просмотров: 15002

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков - наиболее позднее развитие речи (темповая задержка речевого развития): первые слова появляются в 3-4 года, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом (без специального обучения) резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточность устойчивости внимания, ограничение возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные конструкции, элементы и последовательность заданий. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локоморных функций, им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с ОНР отстают от своих сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушающих последовательность элементов действий, опуская его составные части.
Детей с ОНР следует отличать от детей с ЗРР (задержка речевого развития). При этом следует иметь в виду, что у детей с ОНР в обычные сроки развивается понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру. Одним из диагностических признаков может служить диссоциация между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие детей с ОНР протекает более благополучно, чем развитие речи.

В качестве основных выделяют несколько причин возникновения ЗРР.

1. Неполноценная речевая среда. Нормальное развитие речи предполагает, что речевая среда, в которой ребенок находится, полноценна. Только тогда все этапы речевого развития могут быть пройдены без сбоев, поскольку тот или иной вид речевой деятельности осваивается именно теми структурами мозга, которые для этого предуготованы. Это накладывает серьезные обязательства на взрослых. Именно от них зависит и темп, и содержательная направленность речевого развития ребенка. В конечном счете, взрослые ответственны за то, как будет созревать детский мозг. Речь ребенка, не востребованная извне, не стремится к своему внешнему выражению. Желание говорить появляется только в ответ на требования, запрос со стороны взрослых и элементарное копирование их речевого поведения.

2. Плохое физическое и психическое здоровье ребенка. Частые болезни, общая ослабленность, постоянная нервозность обязательно отражаются на речи ребенка.

3. Особый, врожденно обусловленный, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Логопедическая работа при задержках речевого развития (ЗРР).

Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет прм этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенкаСамым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи