"Особые" дети

В избранное Просмотров: 5559
http://www.solnet.ee/parents/p1_62.html

Напоминаем: так получилось, что по инициативе Елены, захотевшей рассказать о своих методах воспитания, а затем и по просьбам читателей, которые стали задавать ей вопросы, появился ряд ее статей на темы, волнующие многих родителей. Елена не вступает в полемику, потому что лишь ненавязчиво делится своим частным опытом, но всегда готова помочь тем, кому ее педагогические находки кажутся полезными.
Елена
"ОСОБЫЕ" ДЕТИ
"У моего сына ДЦП и прооперированная заячья губа. Внешне он довольно сильно отличается от окружающих, к тому же он плохо ходит, по улице я вожу его в коляске. Реакция детей в школе меня поражает. Дети показывают на моего сына пальцами, шушукаются, зовут друзей. Вплоть до того, что на улице выстроились вокруг нас полукругом, как в музее или зоопарке. Я не знаю, как правильно реагировать. Мне ужасно неприятно, так же, как неприятно моему ребенку. Делать вид, что ничего не происходит, невозможно...

Я никогда не прятала своего сына, не стыжусь его и очень люблю. Как себя вести, не знаю. Поход в школу ... превращается в испытание."
(Прочла на одном форуме)

Я впервые пишу записки, не основываясь на своём личном опыте и практике1, а как бы в сослагательном наклонении: что бы я сделала бы, если бы мой сын и я оказались в такой ситуации.

Логически эти "записки" являются продолжениям той темы, которую я уже затрагивала в своём открытом письме к 11-летней девочке, ставшей в классе объектом преследования из-за своей внешности.2

Но эта тема в той или иной степени касается многих мам, потому что идеальных детей [людей] не бывает, и у кого-то избыточный вес, у кого-то маленький рост, а у кого-то большие уши могут стать причиной личной трагедии ребёнка.

А для меня всё то, что я пишу ниже, является моим материнским педагогическим планом [установками] воспитания у моего сына толерантности к тем детям [людям], которые имеют тот или иной физический недостаток (т.е. к "особым" детям).

· ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Одним из важнейших факторов эволюции является "естественный отбор" - природный процесс, при котором из всех живых организмов сохраняются во времени только те, которые оставляют потомство себе подобных. Всё, что не жизнестойко, обречено на смерть, а задача воспроизводства себе подобных [продолжение рода] возложена на физически здоровых и сильных. Так устроен мир.

И всё же у "человека" "естественный отбор" противоестественен*:

- во-первых, потому что в природе нет понятия "уродливо" ["уродство"];3
- во-вторых, в человеческом обществе даже самые "продвинутые" его представители (политики, учёные, философы, священники) часто подменяли геноцидом "волю Божью";
- а в-третьих, только человек "догадался" целенаправленно производить на свет "уродство" (например, компрачикосы, В. Гюго "Человек, который смеётся"; удлинение шеи у женщин в африканских племенах или деформация женской ступни в древнем Китае).

Во все времена люди с инвалидностью исторически являлись объектом насмешек (шуты, цирки, шоу) или объектом устрашения (фильмы ужасов с участием уродцев; фольклорные образы: если пират, то одноглазый и одноногий, если ведьма, то горбатая и уродливая).

Человечеством во все времена правит лозунг: "В здоровом теле - здоровый дух" ["mens sana in corpore sano"], который у автора имел абсолютно противоположное значение: выражение это возникло из 10-й сатиры древнеримского поэта Ювенала, у которого сказано: "Надо молить, чтобы ум ["mens" (латынь) = настроение, рассудок, дух, ум, разум] был здравым в теле здоровом".4

* Примеры:5
В древности философ Аристотель советовал избавляться от ребёнка, который был лишён совершенства. В Древнем Риме проводившиеся в Колизее игры включали в себя бросание детей-инвалидов под копыта лошадей, бои слепых гладиаторов и сражения карликов с женщинами.
В средние века Мартин Лютер, основоположник протестантизма, говоря о детях с врожденными нарушениями, сказал: "Отнесите слабоумное дитя к реке и утопите его". В средние века колдовство стало ассоциироваться с инвалидами, а матери, родившие инвалидов, сжигались на кострах как ведьмы (книга "Молот ведьм").
В 19 веке сторонники "евгеники" ратовали за улучшение качества "рода человеческого" за счёт селекционного отбора путём изоляции и стерилизации людей с физическими недостатками (особенно врождёнными).
В 20 веке в Германии, в период гитлеровского Третьего рейха, инвалидов объявляли "бесполезными нахлебниками", бременем для государства, людьми, которые подлежат стерилизации или уничтожению.

· «ВСЕ МЫ ПОД БОГОМ ХОДИМ»

Мамам "обычных" детей не стоит отмахиваться от данной темы [проблемы]. Народная мудрость предупреждает: "Надейся на лучшее, готовься к худшему". Никто из нас не застрахован от такой беды: неведомая болезнь, взрыв петарды, пьяный водитель, не закрытый канализационный люк и т.д. в любой момент могут перевернуть чью-то жизнь.

Примеры:
С. Уандер (певец, музыкант) ослеп в младенчестве. Х. Келлер (американская писательница и общественный деятель) ослепла и оглохла, когда ей было полтора года. Л. Брайль (разработавший шрифт для слепых) потерял зрение в 3-х летнем возрасте. У И. Перлмана (cкрипач) отнялись ноги после 4 лет. Р. Чарльз (американский музыкант) начал слепнуть к 7 годам. А. Тулуз-Лотрек (художник) - проблемы с ростом начались с 14 лет. Художница Ф. Кало потеряла ногу после 21 года вследствие аварии в 18 лет. С. Хокинг (астрофизик, нобелевский лауреат) в 21 год стал спотыкаться, а к 30 годам был прикован к инвалидной коляске. Н. Островский (писатель) ослеп и обездвижил в 23 года С. Бернар (французская актриса) потеряла ногу после 30 лет. К. Лива (американский актёр) парализовало в 43 года. Ф. Рузвельта (американский президент) в 38 лет разбил паралич...


·
БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ

Я не вступаю в теологические споры (не достойна, да и не место). Скажу только, что истинно верующие люди не обращаются к Господу с вопросами "за что?" и "почему?". Они осознают причинно-следственную связь первородного греха6, и это дает им силы нести свой крест [в том числе и инвалидность]. И Бог им в помощь.

Мой девиз: «Если нельзя изменить ситуацию, необходимо поменять своё отношение к ситуации»

1) "Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней". (Марк Аврелий)

На днях в переписке на сайте "Одноклассники" мой знакомый мне написал: "Вечер, пятница, за окном весна, а я, как дурак, пишу эти бумажки по работе".
Я ему посоветовала: "Поскольку изменить ты ничего не можешь, поменяй своё отношение к этому - пиши, как умный". И это не шутка.

Вспомните, о том, как Том Сойер красил забор. Он сам не захотел это делать, потому что для него это было обязанностью [= наказанием], а его друзья стояли в очереди, да ещё и ему приплатили, чтобы сделать за него эту же самую работу, поскольку для них она уже была "игрой".
Всё зависит от установки:7 забор выкрашен, но при смещении акцентов и работа может перестать быть работой, а стать праздником.8

Вернёмся к письму той мамы. Никакая мама в подобной ситуации не может "на каждый роток накинуть платок" {конечно же, если бы речь шла о каком-то одном конкретном обидчике, она смогла бы повлиять на него или, по крайней мере, попытаться}, и потому необходимо прилагать ежедневно максимум усилий, чтобы поменять отношение своего ребёнка на такую реакцию на него окружающего мира, чтобы она была для него безболезненна [менее болезненна].

Установка:

"Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым".
(М. Аврелий)


2) Необходимо убрать себя из эпицентра беды.

Когда заболеваешь и попадаешь в больницу (или по роду службы сталкиваешься с наркоманами, уголовниками…), через какое-то время начинает казаться, что весь мир болен [преступен].
Когда семью настигает такое горе, как инвалидность ребёнка, невольно может показаться, что весь мир ополчился против него: показывает на него пальцем, насмехается. Но это не так. Достаточно осознать, что у любого человека ("в каждом дому по кому", "у каждого свой скелет в шкафу"), даже внешне самого благополучного, есть много своих бед и проблем (и, быть может, его проблемы более серьезные [не менее серьезны], даже если они и не на поверхности), и именно они, а не чужие проблемы/беды занимают его внимание и мысли.
И даже самые маленькие свои проблемы для любого человека более значимы, чем любые серьёзные проблемы других людей.
Я часто провожу такой "эксперимент" с дочками моих подружек, если мы идём куда-то, а девочка вдруг вбила себе в голову, что то, что на ней одето, ей не к лицу. К примеру, в метро навстречу нам идёт девушка, равняется с нами и проходит мимо. Я спрашиваю девочку: "А что было на этой девушке одето?" И девочка тут же автоматически пытается оглянуться. Я ей говорю: "Вот видишь, ты даже не обратила внимания, не запомнила, что конкретно было на ней, а почему же ты считаешь, что она [и все остальные] обсуждают тебя?"

Установка:

никому нет дела до меня
(в позитивном значении)


3) Удивление - это путь к познанию.9

Случайно на днях натолкнулась на эту цитату: "Удивление - это путь к познанию. Но удивление порождает непонимание - ведь удивительно то, что происходит, хотя не должно было бы происходить. Возникает вопрос: "Почему?" Почему падает яблоко, почему светит Солнце, идёт дождь?... Так начинается научное познание..."10
А если попытаться [научиться] с этой точки зрения оценивать "любопытство" детей (и некоторых плохо воспитанных взрослых). Дети ведь - это мы, взрослые, только ещё не наученные умению себя контролировать, скрывать свои мысли и эмоции.
Согласитесь, что точно такую же внешне11 реакцию у нас вызывает любой самый неуродливый внешне человек, если он выкрасит голову в зелёный цвет или сделает окрас мухомора, повесит колокольчик в нос, нанесёт тату на всё лицо и голову...
В метро я, например, часто встречаю парня, который деформировал себе мочку уха наподобие африканских племён, имея в ней (в мочке) дырку с серьгой сантиметров на шесть в диаметре. Признаюсь, что когда я его увидела в первый раз, то, наверное, тоже "открыла рот", как и все вокруг.12

Установка:

они смотрят на меня не потому, что я - уродлив [инвалид], а только потому, что все всегда смотрят на тех, кто от них отличается.


4) "Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?" (грустная острота Станислава Ежи Леца).

В продолжение к предыдущему пункту:

- Пока у меня не появился ребёнок, я даже не задумывалась, как трудно катить коляску с ребёнком по лестницам и в метро.
- Если я не больна астмой, мне трудно даже представить, какой эффект могут произвести на астматиков и аллергиков в метро мои любимые духи.
- Когда я трачу свою жизнь в очередях, мне лень задуматься, что в моём случае речь идёт только о впустую потраченном времени, а у этого человека, который пытается пролезть без очереди, быть может, речь идёт ещё и о риске для здоровья или жизни (возможно, он - диабетик, и ему нужно срочно бежать домой за инъекцией; или у неё дома один остался ребёнок).
- Когда я скрашиваю свою поездку в маршрутке, простаивающей в пробках, болтовнёй по мобильнику, мне и в голову не приходит, что мои личные разговоры могут не только быть не интересными другим, но и даже физически раздражать/травмировать тех, у кого, быть может, в данный момент давление подскочило, стоит шум в ушах или невроз.13
Человек так устроен, что "в беде" он может отдать не только свою последнюю рубашку, но и жизнь за другого, а "в будни" может и убить в уличной драке за место в очереди. Но что самое поразительное, что на такое способен часто один и тот же человек.

"Человек всегда остается человеком, то есть героем и зверем в одном лице". (Андре Моруа)

"Человек - это не ответ. Человек - это вопрос". (Пауль Тиллих)

Установка:

увы, человек не совершенен, и я в том числе


5) [Русский] язык мудр, но мы не хотим к нему прислушиваться.

В классе [в группе детского сада] всегда есть один-два человека, которые ведут себя не так, как все. И вот учитель/воспитатель подсознательно начинает характеризовать поведение большинства как норму ("нормальное поведение"), и соответственно, поведение и, что губительнее, и самих детей, тех, кто отличается от всех других, автоматически начинают считать [именовать] ненормальными.
Мы ведём своего ребёнка к детскому психоневрологу, а он нам, как специалист в данном вопросе, авторитетно заявляет, что наш ребенок - нормальный, просто, он несколько более активен [или наоборот - более заторможен], чем статистическое большинство, но всё его поведение - в рамках нормы, или же является вариантом нормы.
Это же относится и к внешним признакам: большие уши/нос - это вариант нормы, ненормальным было бы, если бы у человеческого детёныша выросли ослиные уши или хобот.14
А ведь язык нам предлагает разные варианты, но по причине нашей безграмотности ли, нетактичности ли, мы выбираем то слово, которое может стать ярлыком для ребёнка, а если быть более точным, то мы подпадаем под влияние словесных штампов.15

Установка:

я необычный [другой, не такой как все], но это совсем не означает, что я - ненормальный



5) Что есть "норма"?

Меня в своё время насмешил аргумент Паоло Коэльо ("Вероника решает умереть"), который в качестве доказательства "ненормальности нормальных" привёл пример с расположением букв на клавиатуре. Мол, с его точки зрения, если бы "нормальные" были бы "нормальными", они бы расположили буквы на клавиатуре в алфавитном порядке. Тем самым, лично для меня, Коэльо дал яркое подтверждение того, что он сам, будучи "особым человеком" (а талант это всегда - "особость"), рассуждает не так, как ожидает логика большинства. Казалось бы, что всем, кто умеет печатать, известно16, что литеры в клавиатуре расположены в соответствии с частотой использования той или иной буквы в языке, т.е. в центре, там, где "работают" самые активные пальцы рук (указательные), выложены те буквы, которые чаще всего встречаются в словах данного языка. Но Коэльо, продемонстрировав "другую" логику - сам того не подозревая - выставил напоказ свою "необычность" [= особость], хотя преследовал прямо противоположную цель.
Как там у В. В. Маяковского, "Кто более матери-истории ценен [партия или Ленин]?": дислексик Эйнштейн, который с трудом усваивал школьную программу, троечник Пушкин или безвестный отличник-инженер Иван Иванович; алкоголик дворник дядя Вася или безвестные же аутисты, которые трудятся в "Майкрософт" у Билла Гейтса; мускулистый красавец, который работает в стриптиз-баре или нобелевский лауреат С. Хокинг, который без своей модернизированной коляски не только передвигаться, но и даже общаться не может? И так далее.

Аристотель сказал: "Город - ЕДИНСТВО НЕПОХОЖИХ"


Установка:

мы все - такие разные, но у каждого есть своё предназначение и место17



6) "Юмор - это спасательный круг на волнах жизни" (В. Раабе)

У меня есть знакомая, которая в студенческой юности участвовала в качестве модели на конкурсах причёсок и макияжа {тогда не было конкурсов красоты}, а после 40 лет, вследствие перенесённых ею заболеваний и операций, она набрала 40 кг.
- Если бы она не приняла себя такой, какая она стала, а обманывалась по поводу своих метаморфоз, то получила бы насмешки со стороны.
- Если бы она огорчалась по поводу своей внешности, то получила бы депрессию.
- Если бы она ныла и жаловалась, то получила бы от друзей и подруг, в лучшем случае, сочувствие, или советы, как похудеть.

Она выбрала другой путь. Она говорит о себе со смехом:
- "Я и раньше была красавицей, а теперь я стала красавицей вдвойне, по формуле "хорошего человека должно быть много"
- "У меня теперь живот на две минуты раньше появляется из-за угла, чем грудь"

И знаете, как реагирует окружающий мир на неё? Ей абсолютно доброжелательно её друзья и знакомые отвечают: "Да, ладно тебе, что ты на себя наговариваешь, не такая ты уж и толстая. Зато у тебя морщин нет"

Смейся над собой и улыбайся другим. Даже Махатма Ганди однажды признался: "Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой".18

Установка:

"Лучше самому смеяться над собой, чем дать другому смеяться над тобой".
(В. Георгиев)


7) О "красоте".

"Красота" - понятие быстротечное {вчерашняя красавица к старости может стать дурнушкой}, не постоянное, ни во времени {сравните сегодняшних "красавиц" с моделями времён Рубенса и даже Кустодиева}, ни в пространстве {в Африке красивыми кажутся полуметровые шеи и мочки до плеч, в древнем Китае - малюсенькая женская ступня в форме лотоса} и не универсальное ("на вкус, на цвет товарища нет").
На эту тему есть прекрасный рассказ Александра Куприна "Синяя звезда" о принцессе Эрне, которая считалась дурнушкой в своём племени и первой красавицей в мире за пределами своего племени.19

"Красота - это страшная и ужасная вещь; Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки." (Ф. М. Достоевский)
И вопрос ["загадки"] не в том, что кроту и жуку Дюймовочка показалась дурнушкой, а принцу эльфов - красавицей, а именно в том, что жизнь даёт массу примеров, когда и крота/жука может полюбить Дюймовочка [а он её], а принца отвергнуть [или быть им отвергнутой].20

Примеры:
- Я знаю одного достаточно известного политолога. У него очень необычная внешность (я не говорю "некрасивый", потому что "некрасивость" для многих мужчин является их шармом - Н. Караченцев, В. Басов, К. Райкин, Жан Габен...), у человека, о котором я говорю, очень отталкивающая внешность, для большинства, но он уже женат вторым браком, и обе его жёны - красавицы.
- Дважды в неделю я забираю своего парня с тренировки в обществе одной дамы. Её детство прошло там, где понятия не имели о корректирующих зубных скобках. Уже через пару минут беседы с нею (она - умница, театралка, начитанная) я ловлю себя на мысли, что я не обращаю внимания на её зубы, а глядя на её красавиц-дочек, я осознанно понимаю, что и её муж не обращает на них [зубы] внимания.
- На нашей улице в аптеке я часто встречаю одну супружескую пару. У них очень  необычная внешность: многие просто некрасивые пары по внешности на их фоне смогут себя счесть счастливыми, но многие красивые пары, глядя на ту заботу и нежность, с которой те относятся друг к другу, смогут счесть себя несчастными.
- Я часто в маршрутке езжу с одним мужчиной. Его внешний вид таков, что он мог бы без грима играть того древнего колдуна из "Астериска и Обелиска", которого изображают в мультике всего поросшего грибами и мохом (я вообще думала, что такая внешность может быть только игрой воображения человека, но не природы, но увы). Но, видя, как трогательно и ласково его целуют при встрече/расставании его жена и взрослая дочка, я думаю, что многие в маршрутке задумываются, а давно ли их домочадцы так же целовали без повода их самих.21
По поводу неприятия кем-либо чьей-то внешности я всегда говорю: "Тебе крыса кажется безобразной, а ты у крысы спрашивал, что она думает по поводу твоей внешности?"
Древние греки верили, что у каждого есть своя половинка, и обе эти половинки ищут друг друга, хоть и не всегда находят, но это уже зависит НЕ от внешности (у меня есть знакомые-красавицы, которые никогда не были замужем)…

Установка:

на каждый товар есть свой купец


8) "Я не доллар, чтобы всем нравиться"22

Не обращать внимания - это лучший способ защиты.23 Но в том возрасте, когда ребятишки ещё малы, и у них в ходу "обзывалки - толкалки - щипалки", и они пока ещё подсознательно ценят авторитет силы, я полагаю, что ребёнка необходимо "вооружить". Остроумие, замешанное на уверенности, даже в детском обществе имеет вес силы.

Ответы на "обзывалки" (стихи Н. Майданик)24





Обзывайся, обзывайся


Сдачи дам, не сомневайся



Кто как обзовется,


К тому так и вернётся



Обзывайся, обзывайся,


Без подружек оставайся



Обзывайся, я отвечу -


За углом с дубинкой встречу



Обзываешься ты так,


Потому что сам слабак



На твою на обзывалку


У меня есть отвечалка





Обзывайся, обзывайся,


Как лягушка раздувайся!


Ква-ква, ква-ква -


Вот и все твои слова!










Установка:


я могу постоять за себя



9) Всегда есть те, кому хуже/тяжелее, чем мне
Вы скажете, что это слабое утешение. А я вам скажу, что в этом и есть ключ к счастью - научиться сравнивать сравнимое.25


И Белинский В. Г. со мной "согласен": "Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано".

- Не жизнь [судьба] плоха, потому что со мной "сыграла злую шутку", а жизнь вообще такова, что с любым может "сыграть (такую) злую шутку".

Установка:


у меня есть то, за что я могу благодарить свою жизнь (судьбу) и чему я могу и должен радоваться;









10) "Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе". (М. Аврелий)



- С Бруновым Б. С. (о нём ниже) я познакомилась много лет назад на гастролях в Прибалтике. В нём было столько шарма и обаяния, что только намного позже в одной из передач по ТВ, услышав в его интервью о том, как он уживался с проблемой своих ушей, я поймала себя на мысли: "Ой, и правда, а у него ведь уши смешные, а я и не заметила".





- Я около десяти лет проработала с одним генералом в отставке (боевой генерал, прошедший Афганистан, Чернобыль, оказавшийся без службы после распада нашего государства, потому что считал, что офицер не может дважды давать присягу). И однажды в приватной беседе он признался, что он всегда "комплексовал" по поводу своего маленького роста и больших ушей. Скажу вам, что я и по сей день не замечаю, какие у него рост и уши.





А сколько подобных примеров в истории: например, Наполеон26, Чарли Чаплин, Дени де Вито далеки от пропагандируемого в качестве эталона мужского роста, но в историю они вошли и женщины их любят не за это!





Установка:


если я позволю жалости поработить меня, я ничего не добьюсь!









11) Полюби себя таким, какой ты есть!





Моя подруга любит повторять: "Кто не боится крыс, того крысой никто не сможет напугать!" А я скажу так: "Кто полюбит свои большие уши [нос], того никто не сможет оскорбить/обсмеять по поводу этих ушей [носа]".












Николай Гоголь



Николай Васильевич Гоголь свой нос, наверняка, недолюбливал, а в результате мы зачитываемся его шедевром "Нос", и даже не вспоминаем о носе самого автора!



Борис Брунов



Брунову Борису Сергеевичу его "чебурашкины" уши не помешали [а, может быть, и помогли?!] стать артистом, педагогом ГИТИСА и быть 14 лет бессменным руководителем Театра "Эстрады".



Такэси Китано



Как известно, лицо Такэси Китано (японский комик, актёр, автор, поэт, художник и кинорежиссёр), которое и от рождения трудно было назвать красивым, было парализовано после мотоциклетной аварии;27 однако ж, именно эта его "маска" стала его визитной карточкой [изюминкой] как актёра и телеведущего.










Установка:


быть может, именно мой недостаток станет моим достоинством!
28








12) "Чем меньше страх, тем обычно меньше опасность". (Тит Ливий)












Танни Грей Томпсон



Танни Грей Томпсон, спортсменка (расщелина позвоночника - инвалидная коляска).


Завоевывала в Сиднее на Параолимпийских играх четыре золотые награды.










Установка:


я тоже многое могу!









13) Улыбнись, и жизнь улыбнётся тебе!





"Только смехом можно беззлобно уничтожить зло". (А. Довженко)





Установка:


Господь нам даёт испытания по силам нашим!
29



P.S. Даю иллюстрацию того, как я на практике в своей "семейной педагогике" реализую этот девиз.


Я не в восторге от Симпсонов и Букиных. НО я не могу изменить ситуацию30: эти фильмы навязаны (они широко рекламируются, идут по ТВ в прайм-там) и они почему-то имеют успех у наших детей. Поэтому я поменяла своё отношение: я не запрещаю [смирилась] своему сыну их смотреть, но я краем глаза отслеживаю их (периодически во время рекламных пауз переключаюсь на них, чтобы быть в курсе), и я постоянно беседую со своим сыном по их поводу - даю оценку, разъяснения, комментарии, учу делать нужные мне выводы. И я использую ещё одно правило - "извлекать из зла добро": я на примере этих фильмов объясняю своему сыну значение многих слов (девственник, презерватив и проч.), которые лучше он узнает от меня, чем от "улицы"; я на их примере учу сына таким понятиям как "сленг", "жаргон", объясняю заимствованные слова и американские реалии и т.д.





III


"Ты не один [не одна]: мама/папа с тобой!"





"Тот, кто оставляет всё на волю случая,


превращает свою жизнь в лотерею."



(Томас Фуллер)





"Я провёл день очень плодотворно. Я жил."


(Станислав Ежи Лец)









1) Больше красок в жизни!


Театры, цирк, кино, концерты, смех, вечеринки, игры, музыка!.. Петь песни! Танцевать (если можно)!


Уже доказано, что смех имеет лечебные свойства.31





2) Читать!


Читать много и достойную литературу!


В книге - весь мир: прошлое, будущее и настоящее. Книга раздвинет границы того мирка, который доступен ребёнку. Начитанный ребёнок сможет "взлететь" над суетой бренного мира.





3) Создать ребёнку круг друзей!


Приглашать детей к себе домой (на даче, во дворе32) на тематические вечеринки {не на простые чаепития - дети это воспримут, как подкуп}. Придумывать им программы по интересам, где и "особый" ребёнок сможет проявить и продемонстрировать всем свои способности.


Есть доля правды в горькой шутке Поля Валери: "Одинокий человек всегда находится в дурном обществе".





4) Найти ребёнку хобби!


Хобби - это не только спасительное убежище в личный мир ребёнка, это ещё и возможный способ привлечения к нему друзей по интересам.





5) Отмечать в классе, где учится ребёнок, День Инвалидов - 3 декабря.


На "вечеринке" не просто вести разъяснительно-агитационную работу, а проводить соревнования и конкурсы, в которых предусмотрены упражнения, где задействованы одна рука или одна нога, бег в мешках или (если есть возможность) соревнование на инвалидных колясках, игры вслепую…


Доносить до детей мысль, что есть дети [люди], которые в повседневной жизни (не в игре!) вынуждены использовать только одну руку/ногу/глаз…





6) Строить взаимоотношения ребёнка с друзьями, братьями сестрами не по принципу "жалости"!


От каждого по способности, каждому по потребности!





7) Дружить со своим ребенком!


Для этого достаточно с ним вместе читать, обсуждать, беседовать, обмениваться мнениями, делить с ним (и свои, и его) радости и проблемы.


Одна материнская любовь без дружбы не вытащит ребёнка, если он "замкнётся"!


Если не будет дружбы, мать не сможет избавиться от чувства вины, а ребёнок будет настроен на требование жалости33 к себе.





8) Пресекать откровенное хамство в адрес ребёнка.


И хаму будет урок, и "особый" ребёнок будет ощущать себя под защитой ближних.





9) Видеть и искать "добро" в повседневной жизни!


Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон природной(!) и общественно-исторической(!) действительности. В жизни есть и "добро", и "зло". Нельзя ставать на сторону "зла". Нужно искать глазами и сердцем примеры "добра" {люди, поступки, проявления…}.


Зоология знает, что зебра - белое животной, но в чёрную полоску. Жизнь - тоже белая, хоть и в чёрную полоску!





10) Давать веру ребёнка в себя на примере великих (см. газету "Они преодолели!")34



Газета


"Они преодолели!"





Увеличить >>>






Мысли вслух.





Да, сохранение "человека", как род, возложено на сильных и здоровых телом, но вот "дар божий", "искра божья" очень часто передаётся нам, человечеству, именно в "худом сосуде".35





Так, быть может, на нас, здоровых телом, и возложена задача бережно относиться к этому "сосуду", чтобы мы смогли сохраниться не только как биологический род - "ЧЕЛОВЕК", но и как вид - "HOMO SAPIENS" [Человек разумный]?!



Помните у Рея Бредбори "ЭФФЕКТ БАБОЧКИ"?


Сколько человечество уже таких "бабочек" ("гадких утят") раздавило?


А в результате мы есть то, что мы есть….






Сноски >>>








Елена,


специально для детского портала "Солнышко"


Опубликовано 28 апреля 2008 года.


Все статьи этого автора >>>



Количество комментариев: 11


Оставить свой комментарий




Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи