Содержание коррекционно-развивающего обучения детей первого года жизни

Содержание коррекционно-развивающего обучения детей первого года жизни

В избранное Просмотров: 9507
Необходимость разработки содержания и методов развивающего обучения детей от 0 до 1 года обусловлена повышением количества младенцев с отклонениями в развитии (по данным академика Баранова 86 из 100 новорожденных). Экспериментальные данные убедительно доказывают, что чем раньше у ребенка диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа даст положительные результаты.

По данным исследований Ю.А. Разенковой, ИКП РАО, в результате осуществления раннего психолого-педагогического вмешательства около 25  детей с различными нарушениями (раннее поражение ЦНС, нарушение дистантных анализаторов, опорно-двигательного аппарата) удается к 2-3х летнему возрасту приблизить к норме. Это, в свою очередь, позволит в дальнейшем сократить сеть специальных коррекционных учреждений для детей старшего возраста.
Стратегия коррекционной работы с проблемными детьми первого года жизни должна быть выработана только на основе адекватной диагностики и оценки ближайшего вероятного прогноза развития, причем учитывается актуальный уровень развития ребенка и его потенциальные возможности. Для каждого ребенка по результатам диагностики выстраивается индивидуальная программа развития с учетом следующих принципов организации коррекционной деятельности:

поэтапное развитие ребенка через систему специальных занятий с выделением четкихдидактических и коррекционных задач, ориентированных на уровень развития ребенка;

соблюдение условий охранительно-педагогического режима при организации занятий:

- четко регламентированные длительность, время проведения, объем материала;

- учет состояния и интереса ребенка;

- системное, дозированное предложение речевой информации;

спокойный эмоциональный режим занятий, ориентированный на формирование привязанности ребенка к близкому взрослому:

- широкое использование материнского фольклора;

- частое чередование контактных и неконтактных позиций ребенка и взрослого в течение одного занятия;

- проведение занятий с одним ребенком постоянным взрослым (только для домов ребенка);

- использование на занятиях различных приемов поощрения ребенка: поглаживание, тормошение, поцелуи, потряхивание, эмоциональное заигрывание.

- учет динамики развития ребенка при планировании последующих этапов коррекционно-воспитательной работы.

В индивидуальной программе развития указывается:

- состояние и оценка уровня развития ребенка на момент начала работы с ним;
- планируемые цели и конкретные задачи для их реализации;

- направление вмешательства, перечень и объем коррекционных услуг и критерии их эффективности;

- дата начала коррекционной работы, ее продолжительность, кол-во занятий, расписание;

- название организации, оказывающей помощь;

- имя координатора (специалиста).

Индивидуальная программа должна включать услуги по коррекции нарушений дистантных анализаторов: слухопротезирование, коррекция зрения; применение специальной техники (приспособления, тренажеры) для детей с двигательными нарушениями; обучение ребенка навыкам самообслуживания; консультации и помощь психолога ребенку и семье; обучение родителей приемам занятий с ребенком (показ коррекционной методики на ребенке первого полугодия жизни осуществляет дефектолог, с ребенком второго полугодия жизни работает близкий взрослый, дефектолог работает с куклой).

Выстроенная программа должна периодически оцениваться и  корректироваться в зависимости от эффективности используемых технологий, динамики развития ребенка.

Особую группу детей с отставанием в развитии составляют воспитанники домов ребенка. Развитие малыша в этом случае идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это недоразвитие должно рассматриваться как многоуровневое явление, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение ЦНС и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики и т.д.).

В связи с этим, содержание индивидуальных программ развития воспитанников домов ребенка должно включать в себя целенаправленную деятельность по адаптации малыша к новым условиям воспитания; по профилактике раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией (у нормально развивающегося ребенка); по ранней коррекции отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для формирования личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Таким образом, специалисты домов ребенка должны ориентироваться на разработку трех видов индивидуальных программ в зависимости от основной проблемы ребенка:
индивидуальная адаптационная программа (для детей, которые длительное время находились в стационаре, более 5 месяцев), направлена на установление эмоционального контакта со взрослым, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви, доброжелательном внимании;

индивидуальная программа профилактики раннего отставания (для нормально развивающихся детей), направлена на усиление развивающего воздействия: развитие потребности в сенсорных впечатлениях, психической и двигательной активности, обогащение эмоциональных и личностных контактов;
индивидуальная коррекционно-развивающая программа(для детей с отклонениями в развитии), направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка.


Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Однако существует строго определенная последовательность в развитии основных психических и психологических процессов, на которую должен ориентироваться специалист при планировании индивидуальной деятельности с ребенком. Существует также множество традиционных и инновационных методик коррекционной работы с младенцами, которыми не стоит пренебрегать, так как их эффективность уже много раз показана результатами многочисленных экспериментов и практического опыта.


Предлагаемая программа коррекционно-развивающего обучения детей первого года жизни содержит перечень и характеристики коррекционных технологий для формирования умений по основным линиям развития здорового ребенка первого и второго полугодия жизни, информацию о дидактических инструментах и ожидаемых результатах деятельности, и, фактически, является алгоритмом индивидуальной программы раннего вмешательства.

Ожидается, что данная программа поможет специалистам, работающим с младенцами, в организации коррекционно-развивающей деятельности, в разработке индивидуальных программ развития.





Программа коррекционно-развивающего обучения детей первого года жизни
Разделы:

1 раздел
коррекционно-развивающее обучение детей, имеющих уровень развития на 0- 6 месяцев жизни нормально развивающегося ребенка;

2 раздел
 коррекционно-развивающее обучение детей, имеющих уровень развития на 6 - 12 месяцев жизни нормально развивающегося ребенка.



Задачи:

познавательное развитие
6 мес.:
-активное развитие сенсорных систем (слуховые, зрительные, тактильные, пространственные ориентировочные реакции);

12 мес.:

-формирование перцептивных действий;
-формирование ориентировочной деятельности на внешние качества предметов;

-формирование первичной ориентировки на внутренние взаимосвязи между предметами

социальное развитие

развитие ситуативно-личностного общения:

-формирование привязанности к наиболее близкому взрослому;

-организация первых положительно-эмоциональных контактов с другими детьми;
-воспитание примитивных санитарно-гигиенических умений, практических навыков в процессе кормления

двигательная сфера :

-развитие общих движений;

-развитие зрительно-моторной координации;

-формирование навыков хватания, манипуляции с предметами

речевое развитие:
-подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к анализу и воспроизведению звуков речи, слогов, первых лепетных слов;
-активное стимулирование доречевого и предречевого общения.

Содержание занятий с детьми, уровень развития которых соответствует уровню от 0 до 6 месяцев (1 раздел)

Время занятий: через 30 минут после кормления.
Длительность: 5- 7 минут.

Развитие способностей наблюдения за объектом, умения удерживать его в поле зрения:
-развитие зрительного сосредоточения на объекте в горизонтальном, вертикальном положении;
-развитие плавного слежения за движущимся объектом в зависимости от траектории и темпа движения;
-идентификация себя с отображением в зеркале;
-формирование ориентировки на яркие цвета игрушек, предметов;
-активизация реакций ребенка на свет;

-развитие зрительных ориентировочных реакций при показе знакомых игрушек, новых предметов.
Развитие слухового восприятия:
-развитие слухового сосредоточения на звучащем объекте;

-активизация реакций ребенка на шум, голос, мелодию.
Развитие зрительно-слуховых условных связей между зрительным образом и его звуком.
Развитие согласованных действий руки и глаза, хватательного рефлекса.
Развитие тактильного восприятия.

Формирование навыка ощупывания предмета из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках).

Формирование эмоционального реагирования на обращение взрослого, предъявление игрушки, близость другого ребенка.

Стимулирование гуканья и гуления через:
-формирование вокализации выдоха с помощью упражнений дыхательной гимнастики;
-использование яркой игрушки;
-тактильно-эмоциональное и речевое стимулирование;

-использование шариковых зондов для активизации мышц речевого аппарата;
Обучение умению есть с ложки, снимая пищу губами, пить из блюдца или чашки.



Содержание занятий с детьми, уровень которых соответствует уровню от 6 до 12 месяцев (2 раздел)
Время занятий: не ранее, чем через 30 минут после кормления.
Длительность: от 10 до 17 минут (можно 2 коротких занятия в разные периоды бодрствования.
Формирование дифференцированных слуховых реакций на звуковые раздражители:

-дифференциация неречевых звуков: формирование связи предмета с его звучанием (использование звучащих игрушек и предметов); формирование умения различать характер мелодии (спокойная, плясовая);
-дифференциация речевых звуков: формирование связи предмета с его звуковым обозначением; узнавание среди других своего имени; адекватное понимание вербального обращения: дай, положи, нельзя и др.

Формирование зрительных ориентировочных реакций на форму и величину предмета.

Развития зрительного восприятия в зеркале своего собственного отображения, моделирование образа с помощью различных аксессуаров: шляп, платочков, украшений и др.

Развитие самостоятельных действий с предметами:

-формирование перцептивных действий;
-формирование первых соотносящих действий (открыть, достать, снять и др.);

-формирование первичных орудийных действий.
Стимулирование развития общих движений: ползания, прямостояния, ходьбы.
Стимулирование развития гуления, лепета через:
-активизацию подражания взрослому в повторном произнесении новых слогов, первых лепетных слов;

-использование говорящих игрушек (кукол, мягких игрушек), аудиозаписей детских песенок, материалов детского фольклора (потешек, закличек и др.);
-формирование вокализации выдоха с помощью упражнений дыхательной гимнастики;

Обучение умению самостоятельно пить из чашки, есть с ложки, адекватно относиться к высаживанию на горшок.

Материалы и технологии

 Развитие слуховых ориентировочных реакций:

Различные по форме, величине, цвету погремушки, колокольчики, другие звучащие игрушки

Детские музыкальные инструменты: губные гармошки, дудочки, бубны, ксилофон, металлофон.

Аудиозаписи различной по характеру музыки (колыбельные, плясовые мелодии).
Развитие ощущений и пространственной ориентировки, общих движений:

Большое и маленькое зеркала.
Большие и малые надувные мячи, кубы и т.д.

Веер, различные по температуре и напору струйки воды, желе и т.д.

Эталоны-предъявления различных по фактуре материалов: атласные, джинсовые, шерстяные ленточки, меховые шарики, шнурки с узелками и без, бумажные, деревянные игрушки, кусочки губки, листья растений и др.

Мягкие игрушки.
Дифференцированный массаж рук для нормализации тонуса, физиологического положения кисти и пальцев.
Развитие зрительных ориентировочных реакций:

Достаточно яркие предметы одежды и различные аксессуары: цветные перчатки, носочки, шляпы, панамы платочки; бусы, клипсы; очки, парики, усы, бороды и др.
Фотографии ребенка и близкого ему человека или нескольких людей.

Фонарики, лампы с цветными абажурами для развития реакции на свет, зрительного сосредоточения.

Штанги с подвешенными игрушками в индивидуальных и напольных манежах, большое зеркало в напольном манеже.

Подготовка к овладению речью:

Материал материнского и народного фольклора: песенки, колыбельные, потешки, приговорки и др.
Шариковые логопедические зонды

Объемные и плоскостные игрушки, изображающие животных и птиц для вызывания звукоподражания: гусь  га-га, курочка ко-ко.

Сенсорное развитие, развитие движений руки:

Различные по фактуре, цвету, форме, величине, свойствам игрушки.

Материалы Монтессори: кусочки тканей, гладкие и шероховатые деревянные пластинки, разлинованные салфетки для складывания.

Разные крупы для пересыпания, перекладывания, тесто для закатывания и поиска закатанных шариков, кубиков, брусков и др.

Гуашевые краски и большие по формату листы бумаги для рисования пальцами, кистями рук.

Предметы и игрушки для развития соотносящих действий: коробки, ящички с крышками, ящики форм по типу доски Сегена, миски с шариками и др.

Детский конструктор: кубики, бруски, пластины, призмы.

Дифференцированный массаж рук.
Развитие общих движений и пространственной ориентировки:
Детский спортивный инвентарь: надувные мячи, сухой бассейн, горки, лабиринты и др.

Для детей с двигательными нарушениями адаптационные приспособления, помогающие корригировать позу, положение в пространстве: клиновидные подушечки, мешочки с различными сыпучими веществами.

Подготовка к овладению речью:

Аудиозаписи детских песенок, различных по характеру мелодий, разных звуков: шум дождя, вой ветра, лай собаки и др.

Материал народного и материнского фольклора.
Предметные картинки и игрушки для развития звукоподражания.

Навыки и умения, которые предполагается сформировать
1 раздел:
После прохождения 1 коррекционного курса ребенок должен уметь:

-фиксировать взгляд на неподвижном объекте, следить за движущимся объектом из любого положения (лежа на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого);

-узнавать близкого человека зрительно, по голосу;

>-локализовать звук в пространстве;
-дифференцированно реагировать на характер мелодии (спокойной, плясовой), на строгую и ласковую интонацию голоса близкого человека;

-адекватно реагировать на свое собственное имя;
-длительно удерживать голову в положении лежа на животе, в вертикальном положении;

-переворачиваться со спины на живот, с живота на спину, устойчиво стоять при поддержке под мышки;

-уверенно брать игрушки из рук взрослого, длительно манипулировать ими, находясь в любом положении;
-произносить отдельные слоги, повторно произносить слог за взрослым.

2 раздел
После прохождения 2 коррекционного курса ребенок должен уметь:
-различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шарик);
-по-разному манипулировать предметами в зависимости от их качеств и свойств, действия, разученные с одним предметом, переносить на другой;

-владеть примитивными орудийными действиями;

-ходить самостоятельно, без опоры, в разных направлениях;
-понимать и выполнять инструкции взрослого, содержащие просьбу, отдельные поручения (Принеси, Положи и др.), простые обобщения (Дай куклу, Дай мяч).

-иметь в активе несколько лепетных слов, легко подражать новым слогам.

Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи