Болезнь Дауна - преодоление синдрома

Болезнь Дауна - преодоление синдрома

В избранное Просмотров: 8790
Для родителей детей 0-3 месяца.

Родители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы в каждой клеточке их ребенка. Речь идет о случайном сбое в процессе деления клеток, а значит, ясно - ничьей вины в этой игре природы  нет. И все равно, подчас много дней и месяцев в такой семье уходят на самобичевание, на бездействие и горькие размышления о каре небесной . А ведь это время так нужно родившемуся малышу. Он в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, - если вовремя заняться его развитием. И именно родители - первые, кто должен ему в этом помочь. Об этом напоминают детские психологи НИИ педиатрии НЦЗД РАМН Светлана Борисовна Лазуренко и Ольга Борисовна Половинкина. Возможно, их советы помогут кому-то расстаться с оцепенением и растерянностью - и приняться за дело.

Не надо бороться с диагнозом

Диагноз родители узнают буквально с первых дней. По ряду клинических признаков у ребенка врач роддома дает направление на генетический анализ. Если синдром есть, то это обнаружится при первом же исследовании - повторные анализы лишь подтвердят горький факт. И все же родители порой отказываются верить в случившееся. Они психологически не могут принять диагноз и продолжают воспитывать малыша, будто у него нет никаких проблем. Но этим они не помогают ребенку, а делают только хуже. Ведь синдром Дауна - это не просто отставание в умственном развитии. Из-за изменения хромосомного набора нарушается клеточный обмен веществ, в результате страдают многие органы и ткани, в связи с чем у него может обнаружиться врожденный порок сердца, бывают нарушения зрения или слуха и т. д. Все эти заболевания должны быть вовремя выявлены специалистами, большинство из них требуют медикаментозного лечения. Отказываясь принимать диагноз, родители, по сути, отказываются дать своевременную необходимую медицинскую помощь своему ребенку.

С самого начала очень важно слушать советы докторов, неукоснительно выполнять их рекомендации - принимать лекарства, при необходимости проходить лечение в стационаре, проводить обследования и процедуры. Ибо самое главное сейчас - укрепить общее здоровье малыша.

С первых же месяцев станет заметным отставание ребенка от сверстников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется, мало бодрствует, плохо фиксирует взгляд. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на своих родителей. И все это не потому, что он их не любит - просто возможности выразить свои чувства, эмоции у него пока сильно ограничены. Отстает и моторное развитие - такие дети в среднем начинают удерживать голову к трем месяцам, сидеть не раньше 9-12 месяцев, ходить - ближе к полутора-двум годам.

Кажется, что организм ребенка находится будто в полусне и не особо стремится к развитию. Но на самом деле он желает расти - и ждет лишь помощи извне. Конечно, надо сразу сказать: полностью устранить отставание нельзя, поскольку остается главная причина - синдром. Но, регулярно и целенаправленно занимаясь с ребенком, мы добьемся того, что он будет развиваться быстрее и скорее реализует заложенный в нем природой потенциал. Наоборот, ограждая малыша от активности, мы пожнем плоды еще более позднего развития.
Самый главный вопрос - а какое усилие для ребенка будет полезным? Лучше всего на это ответит персональный дефектолог, который с рождения мог бы наблюдать вашего малыша. Поэтому как можно раньше начинайте искать такого специалиста - обращайтесь в местные реабилитационные центры, медико-психологические консультации. Если всего этого поблизости нет, то первым и главным советчиком должен быть педиатр, который на основании данных о заболеваниях ребенка определит, какой массаж для него подходит, какая физическая нагрузка доступна. Вторым шагом должно быть приобретение литературы - как специального характера, так и общеразвивающей для обычных здоровых детей.

Философия общения

анимаясь с ребенком по обычной программе для раннего возраста, естественно, нужно сделать скидку на его состояние. У дефектологов принцип такой - функции ребенка должны развиваться гармонично, но без привязки к конкретным срокам. Поэтому не гонитесь за достижениями и помните, что, нагружая ребенка сверх меры, мы, вместо того чтобы шаг за шагом побуждать его двигаться вперед, породим в ответ протест, а через некоторое время любая попытка даже просто приблизиться будет вызывать аффективную реакцию. Чаще такая ситуация случается у городских детей, поскольку родители, живущие в быстром ритме мегаполиса, бывают нетерпеливы, не соизмеряют своих желаний и возможностей ребенка. Нередко приходится сталкиваться с тем, что у простой деревенской женщины ребенок развивается гораздо лучше, чем у продвинутой , теоретически подкованной городской мамы. Видно, неспешный уклад, народные традиции терпеливого обращения с ребенком, душевная мудрость приносят гораздо больше пользы, чем любые схоластические знания, подчерпнутые из книг. Если мы хотим добиться хорошего результата, то должны быть очень внимательны и чувствительны к своему малышу, уметь понять момент, когда он готов к взаимодействию, когда ждет и желает нашей помощи. Нужно всегда идти с ребенком рука в руку, но немножко впереди. Побуждать его к действию на столько, на сколько он может - и немного больше. Но больше не на две ступеньки, а на полступеньки.

Программа действий
Определившись с кругом литературы и тех людей, специалистов, которые могут помочь вам, начинайте занятия. Выберите для этого ежедневно определенное время. В эти часы нужно отключить телефон, закрыть двери и посвятить каждую свою минуту малышу - будь то массаж, гимнастика или развивающие упражнения. Цель всех занятий - помочь маленькому человечку постепенно адаптироваться в окружающем мире. Для этого необходимо развить сенсорные восприятия (зрение, слух), моторные навыки (движение) и речь (сюда входят формирование эмоций и навыки общения).
Мы потихоньку выводим малыша из пассивного состояния - подталкивая его к слежению за игрушками, акцентируя внимание на окружающих предметах. Пусть ему трудно удерживать головку, но мы ежедневно выкладываем его на живот, делаем массаж, упражнения - избегая его усталости. Надо подчеркнуть, что таким детям в любом возрасте очень полезно плавание. Постепенно мы будем отмечать, что активность ребенка растет - он уже не просто следит за игрушками, а тянет к ним ручки, ощупывает их.
Снижение общей активности у детей с синдромом Дауна отражается и на задержке речи - первые слова в лучшем случае появляются в 1,5-2 года. Но, если вы активно общаетесь с малышом, это может произойти раньше. К сожалению, женщина после родов часто бывает подвержена депрессии - сказывается общая усталость, а тут еще безрадостный диагноз... Погруженная в свои тяжелые мысли, мама откладывает общение с ребенком на потом , когда он подрастет, и тем самым теряется самый драгоценный период, когда вы можете заложить и развить социальные и речевые реакции ребенка. Чем больше и эмоциональнее мы будем общаться с младенцем, тем быстрее он начнет нам подражать, скорее улыбнется и наконец произнесет свои первые звуки.

Уже в это время мы начнем прививать ребенку социальные навыки - высаживать на горшок, учим удерживать бутылочку, есть руками яблочко или сухарик, брать еду с ложки. После года малыш должен учиться самостоятельно держать ложку.
Если мы терпеливо и ежедневно уделяли внимание занятиям, то к году у нас, скорее всего, будет уже достаточно активный, эмоционально и социально развитый ребенок. Он умеет общаться с предметами - бросает и перекладывает игрушки, отвечает нам эмоциями - хмурится, улыбается и даже смеется, при этом что-то лепечет. Он будет сидеть и пытаться ползать. Да, его здоровые сверстники умеют больше - но, без сомнения, наш малыш шагнул вперед, повзрослел и стал совсем другим.
На втором году жизни мы будем предлагать ему более серьезные игры с предметами, начнем обучать активному ползанию, вставанию с коленочек, наконец ходьбе. Мы научим его осваивать пространство - самостоятельно добираться до игрушек и приносить их. В речи мы начинаем соотносить произносимые звуки с движениями, предметами, понятиями, указывая на все, о чем говорим: Где огонек? , Кто там? , Вот это машина , Дай ручку . Таким образом, не исключено, что к двум годам мы получим самостоятельно передвигающегося и активно интересующегося окружающей средой и окружающими людьми ребенка, и даже простой лепет, соотнесенный с предметами, по сути, будет первой осознанной речью.

Общение с другими

Очень важный момент - навыки социального поведения. В принципе любого ребенка нужно учить правильно вести себя - быть опрятным, не капризничать, не ломать игрушки, не обижать других детей и т. д. Но для детей, о которых мы говорим, это важно вдвойне. В нашем обществе отношение к детям довольно строгое, и ребенок, имеющий навыки правильного с точки зрения социума поведения, может легче адаптироваться в окружающей среде.
После года мы можем начинать осознанно общаться со сверстниками. Первой площадкой для общения и знакомства может стать песочница.

Чтобы выход в люди  проходил безболезненно, нужно иметь в виду несколько моментов. Во-первых, учесть, что возможности активных игр у вашего малыша ограничены. Стало быть, вы должны чутко реагировать на усталость ребенка и при необходимости уводить его от игр, давать посидеть одному. Кроме того, он, как мы помним, не может делать всего, что умеют его одногодки, это тоже нужно принять с душевным спокойствием.
Второе, что следует сделать, - выстроить отношения с родителями других детей, которые могут быть не вполне осведомлены о сути заболевания вашего малыша.
Вы уже привыкли, что всегда и во всем должны быть учителем своему ребенку. Каждый навык он приобретает с вашей подачи - это же касается и умения общаться с другими. В первые разы вы должны сами инсценировать общение - не просто сказать: Дай мальчику ручку , - а взять руку ребенка и вложить в руку мальчика. Задать другому малышу несколько вопросов, показать, как можно играть вместе - то есть дать модель поведения. Ваш ребенок постепенно все будет делать сам, но всему этому его научите вы.
На третьем году жизни ваши социальные контакты могут существенно расшириться. Во-первых, это может быть специализированный детский сад, где малыш будет находиться в небольшой группе под наблюдением воспитателей и специальных педагогов. Но это может быть и обычная мини-группа, занимающаяся по современным обучающим системам. Вы можете водить малыша в логопедическую группу, где специалисты будут улучшать его речь - ведь, скорее всего, к этому времени у нас появится некоторый запас слов, и количество их будет расти. Начните общение ребенка именно с таких мини-групп, а посещение мест массового скопления людей - цирка, театра - делайте кратковременным или отложите на будущее.
Оставаясь человеком, воспитать человека
Родителям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна, досталась нелегкая доля. И в то же время у них есть шанс пройти увлекательный путь непосредственного участия во взрослении маленького человека, испытать удовлетворение от его достижений и успехов. А их дитя не останется неблагодарным и отплатит за заботу ответной любовью и лаской. Этот ребенок никогда не отвергнет своих родителей.

Конечно, трудно решать эту задачу одному - к сожалению, государство оказывает недостаточно поддержки таким семьям. В идеале каждый человек должен иметь возможность обратиться в центр, где, как в нашем Институте коррекционной педагогики, в союзе работает команда специалистов - педиатр, врач ЛФК и педагог-психолог. Но это редкость, и если вам кажется, что помощи ждать неоткуда, постарайтесь списаться с такими же, как вы родителями, дабы помогать друг другу советами и поддерживать морально.

Советуем почитать: А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения для дошкольников.
Кэрол Тингей-Михаэлис. Дети с недостатками развития , книга в помощь родителям.
Э. Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша , игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста.

Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. Программа Истоки, методическое пособие для раннего и дошкольного возраста.

Л. Н. Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром .

Ю. А. Разенкова. Игры с детьми младенческого возраста .
Джеки Силберг. Занимательные игры с малышами .
Серия книг Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна Даунсайд Ап .
П. Л. Жиянова. ;Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна .

Маленькие ступеньки , программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии - университет Маккуэри, Сидней.

Оксана Дульская
За годы моей врачебной практики я наблюдал многих детей с синдромом Дауна. Все они разные, но, как правило, в семье они счастливые и ласковые дети. Многие из них имеют такой коэффициент интеллекта, который позволяет им участвовать в жизни общества, и лишь немногие имеют агрессивные или неприятные наклонности.

Сегодня появляется все больше и больше доказательств того, что дети с синдромом Дауна не обязательно обречены на неполноценную жизнь из-за их генной аномалии. Питательные и диетические добавки, наряду с натуропатическими средствами, такими как гомеопатическая медицина и лечение травами, могут оказать огромное влияние на их умственное и физическое развитие.

Тем, на наш взгляд, незначительным биохимическим и метаболическим изменениям, которые могут привести к возникновению патологического состояния, задержке роста, умственного и физического развития, не уделялось должного внимания многие десятилетия. Сейчас ученые обнаруживают, что люди с синдромом Дауна имеют специфическую недостаточность и определенные ферменты, которые делают их организм менее способным усваивать некоторые химические вещества, которые можно рассматривать как несильно действующие токсины или даже как питательные вещества.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  Как только факт наличия генетических отклонений установлен, женщине необходимо сделать выбор, прерывать беременность или нет.

  Все дети с синдромом Дауна должны наблюдаться педиатром  специалистом по этому генетическому заболеванию. Раннее применение хирургического вмешательства или традиционных лекарственных препаратов может быть необходимым из-за опасности развития пороков сердца, легких и других внутренних органов, требующих коррекции.

  По возможности быстрее с помощью врача-диетолога, специалиста по пищевым добавкам, определите функцию щитовидной железы и тимуса (вилочковой железы).
С помощью того же специалиста установите уровень кислотности в желудке и пищеварительного фермента.
Установите, имеются ли какие-либо пищевые аллергии. Обратите особое внимание на клейковину, находящуюся в пшенице, молочных продуктах и особенно лактозе (молочном сахаре).
Выявите и восполните недостаток каких-либо питательных элементов, обращая особое внимание на минералы (включая цинк) и аминокислоты.
Избегайте сигаретного дыма, употребления добавок фтора, копченой пищи, питательных добавок из морских водорослей. Эти химические вещества разнообразно воздействуют на организм человека с синдромом Дауна, в особенности подавляется функция щитовидной железы и других защитных систем организма.
Благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье уже подросшего ребенка с синдромом Дауна могут оказать следующие виды лечения: мануальная терапия позвоночника и костей черепа, физиотерапия, терапия полярно-стей и йога.
Гомеопатические средства, влияющие на рост, следует принимать и заменять по мере развития ребенка под наблюдением врача-гомеопата. Гомеопатические средства Thymus и Thyroidinium окажут благоприятное воздействие в разведении 3 и 6. Они могут применяться в сочетании с другими препаратами, влияющими на развитие костно-мышечной системы ребенка.



Галина ОКУНЕВА,

кандидат медицинских наук
В семье больной ребенок


Несомненно важнее,
как человек принимает свою судьбу,
нежели какова она на самом деле.

А.Гумбольдт

Не отчаивайтесь

Предаваться отчаянию некогда. Вы нужны своему ребенку терпеливыми, сильными, любящими, уверенными.
 
Давайте сосредоточимся и подумаем, как быть дальше.

Во-первых (и это самое главное), сохранять спокойствие, хотя бы внешнее.

Во-вторых, получить всю возможную информацию о заболевании ребенка и вашей роли в его лечении и реабилитации.

В-третьих, наметить план действий и следовать ему.

И наконец, помнить всегда о вашей собственной ценности для ребенка, а потому уделять время и себе, заботиться о своем душевном и физическом здоровье.

Необходимо понять, что вы изменить в состоянии, а что  нет, и не распылять силы на пустые и ложные действия. То есть, если полное излечение ребенка невозможно, ваша цель научить его жить с этим заболеванием полнокровно, активно, самостоятельно и получать радость от жизни, ведь другой у него не будет.



Учитесь сохранять спокойствие

Легко посоветовать: сохраняйте спокойствие. А как его сохранять, если устал от забот и тревог и легко выходишь из себя, если каждый равнодушный взгляд или чье-то обидное слово нарушают душевное равновесие? Появляется желание ответить на чужую неделикатность тем же или замкнуться и горько переживать случившееся. И первое, и второе не поможет снять конфликт или вернуть прежнее равновесие. А при печали, обиде, гневе, горе в мозгу происходят биохимические процессы, разрушительно действующие на нервные клетки. Длительные же отрицательные эмоции приводят не только к нарушению высшей нервной деятельности, но и к истощению организма, в результате чего могут возникнуть различные тяжелые заболевания (например, язва желудка, ишемическая болезнь сердца и другие).
Вот несколько рецептов, помогающих достойно и без потерь выйти из стрессовой ситуации.
1. Сравните происходящее с масштабами нашей жизни, планеты, Вселенной, наконец, всего мироздания. Подумайте, ведь то, что расстроило вас только что, вы превозможете, оно пройдет, и через несколько лет (через несколько дней) вы об этом даже не вспомните.

2. Попытайтесь отвлечься, дайте своей отрицательной энергии выплеснуться путем физической активности  займитесь уборкой, стиркой либо мытьем посуды. Включите любимую музыку.

3. Прежде чем ответить разозлившему вас собеседнику, сосчитайте до десяти, дайте себе остыть. Попробуйте перевести все в шутку, улыбнитесь.

4. Представьте своего собеседника в кругу его семьи, добродушным и нежным с близкими, или, наоборот, огорченным, обиженным, и злость на него пройдет.

5. Научитесь расслабляться. Существует для этого немало различных способов, однако каждому ближе свой. Вспомните, что именно  какая поза, какая музыка, какое занятие  приносит вам облегчение.

6. Если есть возможность, примите теплую ванну с добавлением какого-нибудь средства или пены. Это хорошо расслабляет и успокаивает.

Словом, действуйте по обстановке, выбирайте то, что больше вам подходит и надежнее помогает.

Главное  сопротивляйтесь обстановке, которая вас расстраивает, злит, раздражает, и не жалейте времени на то, чтобы привести свою психику в норму. Эти затраты окупятся с лихвой.

Целеустремленно добывайте необходимую информацию

Давайте попробуем напомнить себе источники, из которых можно ее почерпнуть, и специалистов или организации, на помощь которых можно рассчитывать.

Во-первых, это лечащий врач ребенка. Не стесняйтесь спрашивать его обо всем, что вас волнует и о чем вы еще не знаете. Попросите показать, как делать необходимые манипуляции дома. Не надейтесь на память, записывайте то, что услышали и узнали.

Во-вторых, это другие врачи-специалисты, у которых можно получить консультацию.

Если ребенок нуждается в медицинской реабилитации, укреплении здоровья, вам помогут в реабилитационных отделениях, отделениях восстановительного лечения детских поликлиник, а также в реабилитационных центрах. Узнайте о них в своей детской поликлинике.

Научно-популярная литература и периодика. Если в одной книге нет того, что вам нужно, ищите другую. Если дорого покупать или выписывать газеты и журналы, найдите дорогу в ближайшую библиотеку.

Обратитесь в Центр медицинской профилактики, где концентрируется вся новейшая информация.

Ребенок не посещает детское учреждение и вам необходимы советы педагога? Можно обратиться к учителям, работающим в специализированных детских учреждениях, где воспитываются дети с разными заболеваниями и отклонениями в развитии. Адреса и телефоны таких учреждений можно найти в комитете по образованию местной (городской, областной) администрации или в телефонном справочнике.

Вам или вашему ребенку требуется консультация психолога, психотерапевта или психиатра? Психиатры есть в детских поликлиниках, а также в психиатрическом диспансере. Психологи имеются в детских учреждениях, школах обычных и специализированных. Если есть возможность, запишитесь на прием к платному психотерапевту. Существуют также центры психологической помощи, телефоны доверия.

Чтобы получить информацию о льготах тяжелобольным и их семьям, обратитесь к юристу детской поликлиники или непосредственно в юридическую консультацию. Вам разъяснят все, посоветуют и помогут, если необходимо собрать какие-то документы, оформить свои права юридически.

Если ребенок имеет инвалидность, свяжитесь с обществом инвалидов, узнайте, какие детские секции в нем есть. Существуют общества родителей детей-инвалидов, ассоциации по различным видам заболеваний у детей. Всегда полезно ощутить поддержку людей, находящихся в сходной ситуации, воспользоваться их опытом, знаниями, конкретной помощью. Кстати, то, чего невозможно добиться в одиночку, вполне возможно сообща, организованно.

Есть еще и такие общественные организации, как Общество Красного Креста, Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд.

В сложной ситуации можно обратиться в комитет социальной защиты, комитет по делам семьи, материнства и детства местной (городской, областной) администрации.

Так что вы не одиноки. Посмотрите, сколько адресов, по которым могут предложить помощь и дать необходимые сведения. Но узнать о ваших проблемах они смогут только от вас.

Составьте план

Нас захлестывают текучка, ежедневные заботы, круговороты серьезных проблем и бытовых мелочей. За этой непрерывной суетой очень просто утратить конечную цель своих стараний. Вот почему эту цель надо непременно обозначить и осознать.

Что вы хотите?

Вылечить ребенка, если это возможно.

Вырастить дитя способным жить самостоятельно и интересно, несмотря на болезнь.


Как достичь этих целей?

Обдумайте и запишите (обязательно) свои задачи.

Выделите главные и подумайте, каковы будут ваши действия для их осуществления. Постарайтесь решить, что необходимо делать сейчас, а что через год, два, пять... Кто вам может помочь?

Это план ваших действий. Почаще сверяйтесь с ним в своих каждодневных хлопотах.



Пусть детей в вашей семье будет несколько

Сколько их у вас? Если ребенок один и этот единственный ребенок тяжело и надолго болен, а может быть, имеет инвалидность, подумайте, не родить ли еще одного малыша. Чтобы был в семье и здоровый ребенок, а с ним ; нормальные заботы и радости. Чтобы он добился чего-то большего в жизни. Чтобы была вам на старости лет опора, а вашему больному ребенку  братская помощь и поддержка.

Начните, как всегда, с необходимой информации. Надо обратиться в медико-генетическую консультацию или к генетику консультации Брак и семья, чтобы снять вопрос о вероятности возникновения наследственных заболеваний у ваших последующих детей, о том, насколько велик риск попытаться родить здорового ребенка. К рекомендациям этого специалиста необходимо прислушаться особенно внимательно. Потому что и вообразить
Когда генетик обнадежит вас в благополучном исходе, посоветуйтесь с акушером-гинекологом и другими специалистами. Они выявят все существующие факторы риска рождения ребенка с патологией, оценят их и вынесут свое заключение. Ведь здесь имеет значение все как возраст, вес, профессия, перенесенные болезни, резус-фактор крови будущей матери, так и состояние здоровья отца.

Сразу же, как только стало ясно, что беременность наступила, будущая мама должна встать на учет в женской консультации и неукоснительно выполнять все указания врачей. Лучше не рисковать, а перестраховаться.

Если в семье уже есть другие дети, нельзя забывать об их потребности в любви и ласке. Дети склонны ревновать родителей к собственным братьям и сестрам. Видя, что тем достается больше внимания и заботы, они могут проявить агрессивность и грубость по отношению к ним.

Дайте здоровому ребенку возможность участвовать в уходе и заботе о больном, помогать ему и вам, вместе играть, гулять, поощряйте эмоциональную близость между детьми, чтобы они стали друзьями на всю жизнь.
Лечите ребенка в любви

Болезнь ребенка  настоящий стресс для родителей. Если болезнь серьезная и длительная, в стрессовой ситуации они пребывают постоянно. Шок, неверие, гнев, страдание, чувство собственной вины, поиски виновных последовательно сменяют друг друга. Это естественные реакции на подобную беду. Надо их пережить, а потом, взявшись как можно раньше, приложить все силы для лечения, реабилитации ребенка, создания комфортной, душевной, спокойной обстановки, атмосферы любви и заботы о нем.

Прежде всего ребенок должен знать и чувствовать, что вы его любите. Здесь очень важен телесный контакт, ласки, объятия, поглаживание по головке, по спинке, по руке успокаивают ребенка, придают уверенность, что вы его любите.

Ваша задача  выполнять все предписания врачей, связанные с лечением ребенка. Как это осуществить, учитывая довольно своеобразное отношение ребенка к болезни?

Дети, как правило, до подросткового возраста не в состоянии оценить свое болезненное состояние, увидеть свои дефекты такими, какими видят их окружающие. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что ребенок ведет себя естественно, он доверчив и дружелюбен, рад общаться с другими детьми, активно развивается умственно, духовно, эмоционально и физически в процессе игр и общения, учится жить среди людей, получает богатый жизненный опыт, соответствующий его возрасту.

Однако сложно заставить ребенка следовать специальному режиму  соблюдать диету, дозировать физические нагрузки, выполнять специальные упражнения, принимать лекарства и процедуры, отказываться от любимых занятий. Ему не хочется регулярно посещать врачей, сдавать анализы, часто связанные с неприятными ощущениями. Это естественное поведение ребенка, и надо относиться к нему с пониманием.

Как же быть? Если внушать ребенку постоянно, что он болен, что ему нужно вести себя по-особому, не как другим детям, он почувствует себя изгоем, ущербным, будет стесняться окружающих, замкнется в себе, дефицит контактов с другими детьми нарушит его нормальное развитие, приведет впоследствии к неумению общаться с окружающими, к конфликтным ситуациям.

Поэтому в обращении с ребенком необходимо найти золотую середину. Нельзя полностью ограничивать его инициативу, укрощать его желания, подчеркивая, что это связано с болезнью. Постарайтесь найти для этих ограничений, если они действительно необходимы, другие разумные доводы. Убедите ребенка, что посещать врачей, сдавать анализы положено всем детям. Постарайтесь при ребенке не обсуждать с врачом или знакомыми особенности его здоровья. Скройте от него свою тревогу, страхи, не выказывайте плохое настроение из-за его болезни, так как он остро чувствует ваше состояние и оно ему передается. Ребенок может вообразить, что он скоро умрет, может втайне переживать свое горе, чаще всего необоснованное и преувеличенное. Зачем подвергать его этому испытанию?

Побольше терпения

К сожалению, наша медицина еще несовершенна. Многие диагностические и лечебные процедуры и манипуляции неприятны и даже болезненны. Взрослый человек обладает необходимой волей, понимает, что главное побороть страх, зато потом придут и радость, и удовлетворение: вы победили себя, и все неприятное позади.

А как же ребенок? В классическом руководстве одного из известнейших врачей XIX в. Теодора Бильрота "Домашний уход за больным"  находим вот такие наблюдения и нестареющие рекомендации: двойная беспомощность больного ребенка как ребенка и как больного  увеличивает ответственность и заботы для окружающих, и все-таки как доктора, так и сиделки, имевшие дело со многими пациентами, согласны с тем, что вообще за детьми приятнее ухаживать, чем за взрослыми. Они обыкновенно менее требовательны и более терпеливы.

Эту податливость часто совершенно упускают из виду и при необходимых, но неприятных лечебных мерах вместо увещеваний обращаются прямо к насилию. Это делается отчасти потому, что требуется очень небольшое усилие, чтобы открыть ребенку рот или держать его во время небольшой операции и т.д. В таких случаях чаще всего было бы гораздо лучше предоставить свободу детям и возбудить их самолюбие, признавая за ними заслугу добровольного соглашения или еще показывая вид, что ход неприятной процедуры зависит отчасти от них самих.

...Никогда не следует, уговаривая ребенка, обманывать его ни относительно того, что его ожидает, ни относительно награды, которую он получит. Обман в случае повторения той же необходимости окажется неудобным не только с педагогической, но и с чисто практической точки зрения.

Конечно, бывают случаи, когда увещевания не помогают, как, например, у очень маленьких или у больших, но упрямых детей. В таких случаях следует руководствоваться следующим принципом: чем больше сил имеется в распоряжении, тем легче насилие в отношении ребенка. Недостаточно примененной силой можно скорее причинить боль ребенку, чем достигнуть цели.

Добавим к этому, что, если ребенка заранее настроить, объяснить, в чем будет заключаться процедура, он будет меньше бояться. Главное  он должен почувствовать вашу уверенность в том, что все будет хорошо, вашу гордость за него и доверие к нему. И он сделает все как надо. А потом наградите его за терпение новой игрушкой или лакомством, посочувствуйте и похвалите, приласкайте, доставьте ему побольше положительных эмоций, чтобы они перевесили пережитые страх и боль.


Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи