Сегодня — новшество, завтра — традиции

Сегодня — новшество, завтра — традиции

В избранное Просмотров: 7529

Не нужно накачивать ребёнка информацией, надо учить его мыслить

Наука и техника развиваются в последнее время настолько быстрыми темпами, что никакие интерактивные доски, дистанционное обучение, подключение к вездесущему интернету не помогут входящему во взрослую жизнь человеку овладеть всей необходимой информацией, если не перестроить и не реформировать саму систему обучения, причем начиная с самого детства. Существует расхожая байка о том, как родители только что явившегося на свет грудного младенца пришли к знаменитому педагогу и спросили: «Когда начать заниматься воспитанием и образованием наследника?». На что получили ответ: «Вы опоздали на девять месяцев».

Центр довузовского образования БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы был организован 1 апреля 2006 года и занимается разработкой программ, позволяющих с самого раннего возраста психологически и физически подготовить ребенка к реалиям изменчивого современного мира. О его работе рассказывает директор центра Фиданис Фанавиевич ТИМЕРХАНОВ:

— Второй год в БГПУ действует программа, пока не имеющая аналогов в других вузах. Мы проводим Дни университета в образовательных учреждениях республики. Побывали в Давлекановском районе, в Сибае, Кармаскалах, в этом году были в Благовещенске и Чишмах. Образно говоря, это мероприятие представляет собой мощный научный десант: в Чишмах, например, вместе со студентами и преподавательско-профессорским составом «высадилось» 49 человек. Занятия проводятся не только с учащимися, за парту садятся и учителя. За «круглыми столами» обсуждаются самые острые проблемы школ, организуются мастер-классы по инновационным технологиям.

План таких «вылазок» не берется с потолка: обычно сам район присылает нам запрос, содержащий темы, особо интересные для учителей, будь то эффективное использование интернета, электронных учебников, плюсы и минусы подушевого финансирования или особенности ЕГЭ по тому или иному предмету. Кстати, основной упор делается именно на ЕГЭ — этот вопрос волнует абсолютно все районы. Поэтому мы проводим практически по всем предметам открытые уроки для детей. Но эти открытые уроки организуются не совсем обычно: проводят их учителя, уже активно работающие в комиссиях и прекрасно осведомленные о том, какие именно темы вызывают наибольшее затруднение у сдающих экзамен, разбирают типичные ошибки, отвечают на вопросы будущих выпускников.

Подобные мастер-классы проводятся и для учителей, с тем, чтобы впоследствии уже без нашей помощи они смогли подготовить ребят к успешной сдаче экзамена. А темы обсуждаются самые разные, благо, мы в университете располагаем профессиональным штатом специалистов в самых разных областях. Это и «Преподавание экономической географии в профильных классах», и «Культура речи в РБ: ошибки и особенности», «Психология успеха» — тема, пользующаяся большим спросом.

Мы не забываем и младшие классы. С ними у нас активно занимаются студенческий центр вожатых «Перспектива», организаторы детских движений. Но, поскольку «десант» у нас мирный, свою «высадку» он завершает концертом студенческого клуба. Кстати, последним штрихом является компьютерное тестирование по желанию самих детей. Образно говоря, это как бы репетиция ЕГЭ, вплоть до наличия бланков, аналогичных тем, что используются на экзамене. Несомненный плюс — дети с помощью тестирования психологически настраиваются на предстоящее испытание. Подведение итогов обычно превращается в оживленную дискуссию: мы не пыжимся от гордости за то, какие мы «белые и пушистые» и как много сделали хорошего — вопросов возникает куча: что-то сделано не так, что-то недоделано. Все это учитывается при следующей поездке в следующий район. Конечно, любое мероприятие можно считать успешным, только если достигнут неплохой результат. В апреле мы побывали в Кармаскалинском районе и на базе 1-й гимназии проводили дни университета. До нашего визита по количеству поступающих выпускники из этого района даже не входили в первую десятку. В этом году, как вы думаете, кто первый после Уфы? Кармаскалинские абитуриенты.

Второй год наш университет работает с детскими домами, но здесь наша деятельность не ограничивается только подготовкой отстающих, не справляющихся со школьной программой детей к получению дальнейшего образования. С ними мы работаем по программе «Социально-психологическая подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни». Ни для кого не секрет: последствия того, что в России уже выросло целое поколение больных и социально неприспособленных детей, огромны — повзрослев, многие из них попадают в тюрьмы, не работают или работают кое-как и где придется из-за пристрастия к алкоголю и наркотикам, оказываются пациентами психиатрических больниц. Продолжительность жизни многих повзрослевших сирот низка. По данным статистики, 40% выпускников учреждений для детей-сирот страдают алкоголизмом или наркоманией, 40% пополняют ряды преступного мира, 10% совершают самоубийство. Лишь 10% (а по некоторым данным не более 5%) воспитанников детских домов адаптируются к нормальной жизни в обществе. Мы делаем все, чтобы после выхода из детского дома ребята смогли успешно самореализоваться: разбирались в праве на жилье, льготах при поступлении в вузы, техникумы, о чем многие из них даже не знают, сумели найти работу и по душе, и по желаемым доходам, словом, стараемся охватить все сферы жизни — от общения с органами социальной защиты до приготовления пищи.

Результат, безусловно, есть и тут. Во время занятий мы проводим входной и выходной контроль знаний воспитанников. Дети, занимающиеся с нашими преподавателями (не скажу, конечно, что прямо-таки все как один), значительно увеличили количество баллов по изучаемым предметам, например, с 58 до 82 по 100-балльной шкале.

Из новых задумок можно назвать выездные курсы по различным предметам. В частности, мы работаем в Кумертау, Чекмагуше и ряде других районов. По запросам района, набравшего группу — человек 15, раз или два в месяц наши преподаватели выезжают на места. Правда, делается это опять-таки в целях успешной сдачи ЕГЭ.

В целом можно сказать, что между центром довузовского образования БГПУ и районными школами существует постоянная связь и любой возникший вопрос или проблему мы решаем сообща. Интересный факт, наглядно иллюстрирующий результат нашей деятельности: выезжая в Давлеканово, я для доклада поднял некоторые данные. Оказалось, количество выпускников одной пятой гимназии на разных факультетах с первого по пятый курс составляет 38 человек, — это больше, чем одна группа.

Безусловно, проблемы и пробелы в образовании и воспитании ребенка возникают отнюдь не к окончанию школы. Поэтому второй год у нас действует Детская академия по системе Монтессори, оборудован специальный кабинет, обеспечивающий присмотр, уход и развитие детей, начиная с двух лет и до поступления в школу. Там не только работают наши преподаватели, но и с удовольствием проходят практику студенты, в качестве помощников, конечно. Точнее называть эту систему системой саморазвития. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Здесь детям предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит как бы само собой, но если в каких-то случаях им необходима помощь взрослого, они ее получают. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже живет и действует самостоятельно. Вся эта развивающая обстановка для нас, взрослых, кажется немного упрощенной: ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького человечка это целый космос. Он постепенно познает мир. Система Монтессори предполагает психолого-педагогическую диагностику, интеллектуальное развитие, развитие речи, изучение художественной литературы, соответствующей возрасту, словом, суть ее — в гармоничном развитии ребенка с использованием игровых моментов.

Не забываем и о физическом развитии наших будущих абитуриентов: для детей младшего возраста у нас работает школа аэробики, школа спортивной гимнастики и вот-вот откроется школа спортивных единоборств.

К новым образовательным проектам относится и летняя психологическая школа для старшеклассников, работающая на базе спортивно-оздоровительного лагеря в Караидельском районе. Ребята не только отдыхают и набираются здоровья в этой школе, но и изучают темы, актуальные для современного мира и вызывающие у них повышенный интерес: это «Психология успеха», «Как выбрать для себя будущую профессию, востребованную на рынке труда и дающую возможность самореализоваться», «Как управлять собой», «Влияние массовой культуры на человека» и так далее. Это вовсе не значит, что дети с утра до вечера упорно занимаются самопознанием. Лето на то и лето, чтобы потанцевать вволю, поплескаться в речке, облазить все потайные местечки и уголки вокруг лагеря. Лагерь находится на полуострове, и юные робинзоны уезжают домой, наверное, чувствуя себя «последними героями», не меньше. И опять-таки о результатах: из 25 человек, побывавших в лагере в этом году, пятеро поступили к нам на факультет психологии, а трое выбрали другие специальности.

В перспективе — введение обучения в режиме он-лайн, когда преподаватель не покидает своего рабочего места, а школьники, собравшись группами, получают нужную информацию, что, безусловно, экономит время и средства и позволяет выбрать удобное для занятий время и преподавателям, и ученикам. Правда, технически такой способ обучения еще требует некоторой доработки — не совсем готовы школы. Однако интернет все же используется очень активно — для проведения индивидуальных курсов. По сути дела, это то же репетиторство: занимаются один-два человека, но проходит весь процесс через университет. Словом, мы стараемся охватить все вопросы и аспекты обучения будущих студентов, начиная с самого раннего возраста.

И, думается, т е, кто осваивает все ступени образовательного процесса, который мы предлагаем, не жалеют о своем выборе, ведь, кроме нелегкого труда в школе и профессии учителя, престижность которой, к сожалению, в последние годы упала, наши выпускники трудятся в сфере информационных технологий, в управленческом аппарате, в вузах, администрации города, словом, востребованы во всех сферах жизни общества.

Возврат к списку

Загрузка комментариев...

Разделы

Другие статьи